Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина

Церемония закладки Музея состоялась 17августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной и созидательной работы. Ко времени торжественного акта закладки Музея, совершенного в присутствии императора Николая II и членов его семьи, Московской Городской думой для строительства здания была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. Официально было утверждено его название - Музей изящных искусств имени императора Александра III. Был организован архитектурный конкурс на здание Музея.. Строительные работы начались за месяц до закладки, и, что важно, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал значительной частью коллекций.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древних времен до Нового времени. В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа. Проекты создания подобного музея в Москве неоднократно излагались в печати: кн. З.А.Волконской и С.П.Шевыревым (1831), проф. К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864).

Кабинет изящных искусств и древностей в старом здании московского университета.
Кабинет изящных искусств и древностей в старом здании московского университета.

 

 

 
И.В.Цветаев в мундире почетного опекуна Московского присутствия Опекунского совета. 1913 г.
И.В.Цветаев в мундире почетного опекуна Московского присутствия Опекунского совета. 1913 г.
Инициатором создания (1893) и первым директором Музея (1911-1913) был заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства И.В.Цветаев (1847-1913). Замысел И.В.Цветаева развивал основные идеи предшественников.

Объявленный в конце 1896 г. конкурс на лучший проект здания музея привлек 19 архитекторов из разных городов России. Правлением Университета был избран в качестве строителя один из участников конкурса, получивший золотую медаль, московский архитектор Р.И.Клейн (1858-1924). Им был выработан окончательный вариант проекта, отвечавший требованиям Правления и Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском университете. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было по типу античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох сообразно представленным экспонатам. В сооружении участвовали инженеры И.И.Рерберг и В.Г.Шухов.

Проект фасада Музея изящных искусств Р.И. Клейна.
Проект фасада Музея изящных искусств Р.И. Клейна. 1896-1897 гг.
Музей создавался главным образом на денежные средства членов- учредителей Комитета и других жертвователей, число которых первоначально превышало 40 человек.
И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов 1912 г.
И.В.Цветаев и

Ю.С.Нечаев-Мальцов 1912 г.

Среди них: А.Е.Арманд, С.И.Мамонтов, А.Д.Мейн, Ф.О.Шехтель, А.А..Щербатов, Д.А.Хомяков, З.Н. и Ф.Ф.Юсуповы. Товарищем председателя Комитета состоял Ю.С.Нечаев-Мальцов (1834-1913), крупный промышленник, владелец стекольных заводов в Гусе-Хрустальном, питомец Московского университета. Им было вложено в строительство и комплектование около 2 млн. рублей (две трети всей стоимости Музея).

Председателем Комитета являлся великий князь Сергей Александрович (1857-1905), чье активное участие и заинтересованность в деле созидания Музея позволили придать этому предприятию необходимую значимость и популярность в среде столичной знати и высшего чиновничества.

 

Строительство музея. 1904 г.
Строительство музея. 1904 г.

Здание было возведено к 1904 году. К работе в Музее И.В. Цветаевым в разное время привлекались русские ученые: Д.В.Айналов, Н.П.Кондаков, В.К.Мальмберг, Б.А.Тураев, художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, А.Я.Головин, И.И.Нивинский. Гипсовые слепки и другие копии заказывались в 1890-х - 1911 годах в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев они делались впервые. Украшением музейного собрания явилась уникальная коллекция предметов древнеегипетского искусства и культуры (свыше 6 тыс. памятников). Собранная русским ученым-египтологом В.С.Голенищевым, она была приобретена государством и передана Музею в 1909-1911 годах. Имелись в Музее и другие подлинники: произведения итальянской живописи и предметы декоративного искусства XIII-XV вв. из собрания М.С.Щекина, нумизматическая коллекция.
Торжественное открытие Музея изящных искусств имени Александра III состоялось 31 мая 1912 года.

На торжественной церемонии открытия музея.
На торжественной церемонии открытия музея.
Зал картинной галереи. 1924 г.
Зал картинной галереи. 1924 г.
В апреле 1923 г. Наркомпросом было принято решение об устройстве в Москве центрального Музея старой западной живописи на основе западноевропейского собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев с размещением его в здании Музея изящных искусств. Последний был выведен из подчинения Университету и из учебно-вспомогательного университетского превращался в самостоятельный художественный музей. В 1924 году в Музей поступили картины из бывших собраний Г.А.Брокара, Д.И.Щукина, из Государственного музейного фонда. Некоторые картины были переданы из музеев Ленинграда. Это позволило научному коллективу Музея во главе с его директором проф. Н.И.Романовым создать первую научную экспозицию картинной галереи и 10 ноября 1924 года открыть первые ее залы.
Музей в 1937 г.
Музей в 1937 г.
С 1924 по 1930 годы в Музей поступило большое количество картин из национализированных московских усадеб, ликвидированного Музея иконописи и живописи И.С.Остроухова, из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи - непрофильных для них произведений западноевропейского искусства. Несколько партий картин было получено из Эрмитажа, других ленинградских музеев, Ленинградского музейного фонда. В итоге в Музее сложилось ядро Картинной галереи старых западных мастеров. К древневосточному собранию музея было присоединено свыше 1 тыс. клинописных табличек и около 3 тыс. других древневосточных памятников из бывшего Музея-института классического Востока.
В 1932 году Музей был переименован, получив название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году Музею присвоено имя А.С.Пушкина.

Упаковка экспонатов музея перед эвакуацией
Упаковка экспонатов музея перед эвакуацией
В 1941-1944 гг. бoльшая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года началось восстановление здания Музея, пострадавшего во время войны от бомбардировок, и подготовка к развертыванию экспозиции (открыта 3 октября 1946 года) под руководством директора Музея, скульптора С.Д.Меркурова, проф. Б.Р.Виппера, зам. директора по научной работе и главного хранителя А.А.Губера. Были возобновлены популяризационная работа и комплектование, а также археологические раскопки, проводившиеся Музеем в Крыму и на Тамани с 1927 года.

В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в Музей поступило около 300 живописных и свыше 60 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX - 1 -й трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из собраний московских коллекционеров И.А.Морозова и С.И.Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности, одновременно придав музею новую известность.

Выставка подарков  Сталину. 1949-1953гг.
Выставка подарков Сталину. 1949-1953гг.
Выставка подарков  Сталину. 1949-1953гг.
Выставка подарков Сталину. 1949-1953гг.

С 1949 по 1953 годы экспозиционная деятельность Музея была свернута; его помещения заполнила огромная "Выставка подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран".
На выставке Дрезденской галереи. 1955г. ''Сикстинская Мадонна''
На выставке Дрезденской галереи. 1955г. "Сикстинская Мадонна"

Начало постсталинской эпохи в Музее ознаменовано демонстрацией в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина. С этого момента выставочная деятельность Музея приобретает все больший размах. В целом, за время существования Музея, в его стенах состоялось свыше 700 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов Музея, так и из других отечественных и зарубежных собраний.


Музей открыт с 10.00 до 19.00.
Для посетителей вход в Музей с 10 до 18 часов, выходной день-понедельник.
Стоимость билетов от 8 до 120 рублей, в зависимости от категории посетителей.
Автоответчик - 203-79-98
Дополнительные справки по телефону: 203-95-78
Тел. экскурсбюро: 203-74-12
Адрес в Интернет: http://www.museum.ru/gmii/
Hosted by uCoz