Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина
Церемония закладки Музея состоялась 17августа 1898 года. Этому знаменательному событию предшествовали долгие годы огромной и созидательной работы. Ко времени торжественного акта закладки Музея, совершенного в присутствии императора Николая II и членов его семьи, Московской Городской думой для строительства здания была безвозмездно передана территория бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Было принято Положение о Комитете по устройству Музея. Официально было утверждено его название - Музей изящных искусств имени императора Александра III. Был организован архитектурный конкурс на здание Музея.. Строительные работы начались за месяц до закладки, и, что важно, к этому времени Комитет по устройству Музея уже располагал значительной частью коллекций.
Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательный и публичный, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванокопиях по единой научной программе были представлены основные этапы истории искусства классических народов с древних времен до Нового времени. В этом качестве Музей становился первым в России учреждением такого типа. Проекты создания подобного музея в Москве неоднократно излагались в печати: кн. З.А.Волконской и С.П.Шевыревым (1831), проф. К.К.Герцем (1858), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864).
Кабинет изящных искусств и древностей в старом здании московского университета. |
И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов 1912 г. |
Строительство музея. 1904 г. |
Здание
было возведено к 1904 году. К работе в Музее И.В.
Цветаевым в разное время привлекались
русские ученые: Д.В.Айналов, Н.П.Кондаков, В.К.Мальмберг,
Б.А.Тураев, художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов,
А.Я.Головин, И.И.Нивинский. Гипсовые слепки и
другие копии заказывались в 1890-х - 1911 годах в
зарубежных мастерских по формам, снятым
непосредственно с оригиналов; в ряде
случаев они делались впервые. Украшением
музейного собрания явилась уникальная
коллекция предметов древнеегипетского
искусства и культуры (свыше 6 тыс.
памятников). Собранная русским ученым-египтологом
В.С.Голенищевым, она была приобретена
государством и передана Музею в 1909-1911 годах.
Имелись в Музее и другие подлинники:
произведения итальянской живописи и
предметы декоративного искусства XIII-XV вв.
из собрания М.С.Щекина, нумизматическая
коллекция.
Торжественное
открытие Музея изящных искусств имени
Александра III состоялось 31 мая 1912 года.
На торжественной церемонии открытия музея. |
|
|
В 1932 году Музей был переименован, получив название Государственного музея изобразительных искусств. В 1937 году Музею присвоено имя А.С.Пушкина. |
|
|
В 1948 году, в связи с закрытием Государственного музея нового западного искусства (ГМНЗИ) и разделом его коллекций между Москвой и Ленинградом в Музей поступило около 300 живописных и свыше 60 скульптурных произведений западноевропейских и американских мастеров 2-й половины XIX - 1 -й трети ХХ веков, главным образом работы французских импрессионистов и постимпрессионистов из собраний московских коллекционеров И.А.Морозова и С.И.Щукина, графическое собрание и архив. Это поступление приблизило хронологические рамки музейных коллекций к современности, одновременно придав музею новую известность.
|
||
С 1949 по 1953 годы экспозиционная деятельность Музея была свернута; его помещения заполнила огромная "Выставка подарков И.В. Сталину от народов СССР и зарубежных стран".
Начало постсталинской эпохи в Музее ознаменовано демонстрацией в 1955 году шедевров Дрезденской картинной галереи, спасенных советскими солдатами от уничтожения во время войны и отреставрированных в стенах ГМИИ им. А.С. Пушкина. С этого момента выставочная деятельность Музея приобретает все больший размах. В целом, за время существования Музея, в его стенах состоялось свыше 700 выставок, где экспонировались произведения как из собственных фондов Музея, так и из других отечественных и зарубежных собраний. |