Государственная
коллекция современного искусства при музее-заповеднике
" Царицыно".

Государственная
коллекция современного искусства
формируется сектором новейших течений
музея-заповедника "Царицыно". Сектор
был образован в 1989 году. Его штатное
расписание включает трех сотрудников - зав.
сектором, старшего научного и научного
сотрудников. С 1997 года сектору придана еще
одно штатная единица старшего научного
сотрудника. Сектор непосредственно
подчиняется дирекции и не входит в состав
какого-либо отдела музея. Формирование
Коллекции началось летом 1990 года. Закупки
производились через Государственную
Экспертную Комиссию Министерства культуры
Р Ф. В 1994 году они были прерваны войной в
Чечне и более не возобновлялись. Через
фондово-закупочную комиссию самого музея
"Царицыно" было закуплено всего два
произведения.
На сегодняшний день Коллекция состоит из 2065
произведений живописи, скульптуры,
объектов, инсталляций, графики, фотографий
и видео-фильмов. Из них 600 приобретены или
приняты в дар и находятся на постоянном
хранении в основных фондах (на "кп").
Остальные ожидают закупки и состоят на
долговременном материально-ответственном
хранении ("вх") сроком до 2005 года.
Состав коллекции.
Коллекция по содержанию и способу хранения
делится на 5 разделов:
1. Советская художественная культура от "оттепели"
до "перестройки" (1956 - 1991)
2. Русское искусство сегодня (1991 - по н\время)
3. Искусство ближнего и дальнего зарубежья
(1960-годы - по н\время)
4. Коллекция инсталляций (1970-годы - по н\время)
5. Коллекция графики, фотографии и видео-арта
(1950-годы - по н\время)
Первый раздел - исторический - содержит
работы различных видов и жанров
изобразительного и пластического
творчества, как "высокого", так и "прикладного",
наиболее ярко и точно представляющие
развитие живой художественной мысли и
основные этапы в отечественном искусстве
трех завершающих историко-культурных
периодов существования СССР - хрущевской
"оттепели", брежневского "застоя"
и горбачевской "перестройки".
Акцент в собирании поставлен на
эстетическую, художественную и философскую
ценность "советского искусства", а не
на его, подчас, экзотический вид или
этнографические особенности. Поэтому
адепты официоза и социалистического
реализма в коллекции отсутствуют,
либеральный и центристский пласт "мосховской"
школы представлен пунктирно. Зато
максимально подробно собраны практически
все ветви, "гнезда" и действующие лица
так называемого "неофициального или
нонконформистского" искусства.
Исторический путь этого движения завершен,
его основные действующие лица и
художественные течения - известны.
Наибольшая трудность в комплектовании
раздела заключена в поисках и приобретении
важнейших или этапных произведений, давно
покинувшие не только мастерские их
создателей, но зачастую и пределы россии.
Многие работы удалось вернуть из эмиграции.
Например, редчайшие образцы русского поп-арта
- объекты Л.Сокова и А.Косолапова . Некоторые
невосполнимые утраты (картины э.булатова)
компенсируются собранием графики,
включающим этюды и эскизы. Отдельные
шедевры, представляющие принципиальный
интерес для ретроспективной экспозиции,
восстановлены авторами специально для
коллекции "царицыно" - к примеру,
знаменитая "красная дверь" м.
Рогинского.
В последнее время главное внимание в
комплектовании раздела обращается на
поиски работ малоизвестных или забытых
авторов таких, как В. Слепян, О. Прокофьев, Ю.
Васильев-Мон. Несмотря на некоторые лакуны
этот раздел коллекции уже и сейчас может
быть развернут в полноценную постоянно
действующую музейную экспозицию. Репетиция
такой экспозиции была проведена на
множестве выставок за рубежом, в
провинциальных российских музеях и с 1999
года - в Москве.
Второй раздел отражает актуальные
новаторские тенденции, наметившиеся
сегодня в основных творческих центрах
страны - москве, петербурге, екатеринбурге,
новосибирске, ростове на дону.
Комплектование раздела основано на идеи
безусловного соответствия поисков
нынешнего поколения отечественных
художников общемировым тенденциям в сфере
визуальной культуры. "включенность" в
интернациональный контекст наравне с
внятной артикуляцией собственных
художественных задач являются главными
критериями отбора. Они не могут ,
естественно, исключить ошибок в собирании и
поэтому длительное нахождении
произведений на "вх"перед процедурой
их закупки в данном случае не вредит, а,
скорее, способствует качеству коллекции.
Задача раздела:
- отразить глобальную специфику нынешнего
этапа авангарда, его сущностные отличия от
традиционалистского, архаического,
коммерчески-салонного изобразительного
творчества, широко распространившихся в
сегодняшней российской культуры.
- служить панорамой и справочником
современного состояния российского
искусства.
Коллекционированию подлежат далеко не все
знаменитости авангарда. Так, к примеру, в
коллекции по принципиальным соображениям
отсутствует скандально известный А.Бренер.
С другой стороны, действительные лидеры
художественных течений такие, как А. Тер-Оганьян,
О.Кулик, художники группы "Инспекция
Медицинская Герменевтика" собраны столь
подробно, что на базе коллекции вполне
могут быть развернуты их персональные
выставки.
Значительная часть собранных в разделе
работ создана авторами (иногда с
технической помощью сотрудников сектора)
непосредственно для выставок, организуемых
сектором.
Третий раздел состоит из работ
иностранных художников. Ни один музей
современного искусства не замышляется в
качестве сугубо национального собрания.
Однако, в связи с отказом министерства
культуры рф приобретать произведения
зарубежных мастеров, коллекция сектора
могла пополняться лишь отдельными и, подчас,
случайными образцами иностранного
искусства , переданными в дар.
Поэтому в настоящий момент этот раздел
носит весьма эклектичный вид, хотя в нем уже
имеются произведения достаточно известных
художников - Ж.- Ж. Лебеля, П.-А. Жетта, Ф.
Казаля, А. Леччьи, Ж.-Л. Вильмута ( все - из
Франции), Г. Колсона (США), Ф. Старика (НИдерланды),
С. Тотти (Швеция).
Подавляющее количество произведений,
составляющих этот раздел, создано руками
тех, кто еще недавно не считался у нас "иностранцами"
- художниками из Тбилиси, Одессы, Киева и
Львова. Так, после двух специальных
выставок, проведенных сектором, в разделе
сложилась очень полная и по-существу
единственная коллекция современного
грузинского искусства.
Четвертый раздел посвящен особому
жанру авангардного творчества,
появившемуся во второй половине 1970-х годов -
инсталляции. Ее художественный и
эстетический смысл заложен, по большей
части, в связях между предметами, а не
столько в самих этих предметах. У
инсталляций отсутствует осязаемая
целостная форма. Поэтому их музеефикация
затруднена во всем мире. Тем более, в России,
где кроме данной коллекции инсталляции
вообще не собираются.
В разделе хранится 30 инсталляций
российских авторов, в том числе и таких
известных, как И. Кабаков, Д. Плавинский, В.
Немухин, Ф. Инфантэ, Л. Соков, Б.Орлов, А.Косолапов,
И. Нахова, Л. Звездочетова. Все эти работы
были показаны на выставках сектора.
Пятый раздел объединяет различные виды
графических работ - эскизы, наброски,
графическую печать , коллажи - а также
художественную фотографию и видео-арт.
Часть раздела носит научно-вспомогательный
характер и сформирована для более
подробной, чем это можно сделать в
коллекции большеформатных работ,
документации творчества наиболее
выдающихся мастеров.
В разделе также подобраны авторские книги и
рукописные журналы Д. Пригова. Р. и В.
Герловиных, Л. Рубинштейна, группы "Мухомор".
Наравне с работами конвенциональных
размеров, имеется значительная коллекция
супер-графики, которая в молодежном и "неофицильном"
искусстве заменяла монументальную
живопись.
Выставки коллекции. 1. 23 образа
французского искусства. Москва,
центральный дом художника, 1989 2. В сторону
объекта. Москва, муниципальный
выставочный зал "на каширке", ул.
Академика миллионщикова, затем - амстердам,
музей стеделик(с каталогом), 1990 3. Экс-позиция.
Москва, муниципальный выставочный зал
"дом 100" в беляево, 1990-1991 4. Современное
советское искусство от оттепели до
перестройки. Токио, музей сетегайя(с
каталогом), 1991 5. В комнатах. Искусство
инсталляции в советском художественном
творчестве последних 40 лет. Братислава, дом
искусств (с каталогом), 1991-1992 6. Новое имя.
Москва, Дворец молодежи, 1992 7. Соц-арт.
Москва, Музей В.И.Ленина, 1992 8. Отходы.
Москва, центр славянской письменности и
культуры. 1992 9. Предшественники русского
поп-арта: М.Рогинский, Б.Турецкий и М.Чернышов.
Москва, Центральный Дом художника, 1993 10.
Художник вместо произведения. (совместно
с министерством иностранных дел франции,
афаа, посольством австрии в москве,
организацией культур-контакт в вене) /
Москва, Центральный Дом художника, 1994 (с
путеводителем) 11. "Видеть в темноте"
- 2-ая Цетинской биеннале современного
искусства .Черногория, Цетинье , 1994 (с
путеводителем) 12. Искусство под запретом.
Художники нон-конформисты в России 1957-1995.
Людвигсхафен, Кассель, Альтенбург, 1995 (с
каталогом) 13. Из Тбилиси. Москва,
муниципальный выставочный зал "на
каширке", ул. академика Миллионщикова, 1995 14.
Мультипликация. Москва, муниципальный
выставочный зал "на каширке", ул.
академика Миллионщикова, 1995 15. Эстетика
оттепели. Русское искусство между 1956 и 1964
годами. Москва, муниципальный выставочный
зал "на каширке" , ул. академика
Миллионщикова, 1996 16. Место жительства.(В.
Кошляков). Женева, русская галерея центра,
1997 (с каталогом) 17. История в лицах.
Выставка современного русского искусства
1956-1996. Нижний Новгород, Самара, Пермь,
Новосибирск, Екатеринбург, 1997 (с каталогом) 18.
Портативный музей.(А.Тер-Оганъян)
Ярославль, галерея арс-форум - в рамках
семинара по модернизации музейной
деятельности, проводимым центром
современного искусства института открытое
общество, 1997 19. Перемещения. - 3-ья
Цетинская биеннале современного искусства.
.Черногория, Цетинье, 1997 (с путеводителем) 20.
Русское искусство в 15-ти судьбах. (1956-1996 гг.)
. Будапешт, мючарнок, 1997 21. Илья Кабаков в
России. Москва, ЦВЗ "Манеж", 1998 22.
Музей современного искусства. Раздел
экспозиции: Российское искусство конца 1950 -
начала 1980-х годов. Москва, Центральный Дом
художника, 1999
Ассоциированные учреждения.
При содействии института современного
искусства в Москве (иси) в 1997 году сектор
организовал РОО Общество коллекционеров
современного искусства.
Цели этого общества следующие:
- содействие и помощь в формировании
государственных, корпоративных и частных
коллекций современного искусства на
территории рф;
- образование единой сети коллекций
современного искусства, позволяющей
приобщить их к международным
информационным, выставочным и издательским
проектам в области современного искусства;
- содействие формированию межрегиональной
политики в подходах и принципах поиска,
оценки, отбора произведений и
комплектования коллекций, а также
формированию постоянных экспозиций и
временных выставок.
- унификация понимания и интерпретации
современного искусства, как актуальных
процессов, в нем протекающих, так и его
истории.
Хранение и функционирование Коллекции.
Коллекция находится в переоборудованном
под склад бомбоубежище, арендуемом музеем
"Царицыно" у Штаба гражданской обороны
г. Москвы. Для ее складирования отведено 600
кв.м . В этих помещениях производится вся
хранительская деятельность, а также
реставрационные работы, подготовка
выставок, демонстрация произведений
отдельным посетителям
Сектор имеет также офис в производственной
зоне усадьбы "Царицыно", где ведется
учетная, исследовательская и издательская
деятельность. В 1997 году для нужд
инвентаризации экспонатов и повседневной
административной работы сектор получил в
дар от голландского благотворительного
фонда "Интегратие культуур"
компьютеры и другую орг.технику. Однако,
главная помощь сектору неоднократно
оказывал и прдолжает оказывать Институт
"Открытое Общество" известный как Фонд
Сороса. Именно с его помощью были
организованы главные выставочные проекты
сектора последних пяти лет.
Тел. фондохранилища : 328 - 96 - 11
Тел. офиса : 325 - 47 - 54
